Слова с ча и ща

Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов.

Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке.

Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы.

Задание ко всем текстам: подчеркнуть буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА.

Дидактический материал по написанию слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу.

Как правильно подчеркивать жи и ши, можно посмотреть в статье "Как подчеркивать орфограммы" Вот шиповник.

А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши.

Но сначалавспомните правило, как мы пишем сочетания ча­ща и чу­щу? ___ ка , __ до, ро _, ча _, зада___, ту___(Взаимопроверка по образцу. (Работа в парах) Проверка по образцу (Слайд 11.)Что общего в названиях детёнышей?

Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд.

Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью.

Учимся писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Блог Оксаны Бычкуновой

(19) Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. :

  • (16) Жирафы - самые высокие из живущих на Земле животных.
  • Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи.
  • (42) Олень - крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой.
  • Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты.
  • А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте.
  • (44) Лосиха бросает против врагов своих разведчиков.

Читайте также статью ⇒ правила парковки в пулково новый терминал

Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу -

Часто в таких местах много змеиной кожи - выползков". :

  • Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом.
  • Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр.
  • Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю.
  • Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра.
  • Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает.

К живой природе мы относим человека, животных, растения. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины.

(34) Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. (43) Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. (39) Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана.

В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. (39) Кольчатая нерпа - самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране.

Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий.

Жи-ши" пиши с буквой "и"! Правила "чу-щу, ча-ща, жи-ши"

В этом гайде я расскажу вам немного про русский язык: Правило №1 Правописание -ться и -тся В неопределенной форме глаголов пишется мягкий знак. В глаголах в третьем лице в переходной форме мягкий знак не пишется Пример: он рубится. В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы: -ем- (реже -ом-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут); -им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения; вид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат) Правило №12 Случаи, в которых необходимо ставить запятую: Запятая ( , ) — знак препинания.

-ащ- (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят). п., например: Как за минуту тому назад она была близка ему, как важна для его жизни! :

  • также он не пишется если "он кастуется".) Универсальное правило, работает ВСЕГДА: если в вопросе к глаголу есть мягкий знак - он есть и в самом глаголе. Остальные слова пишутся с приставкой про: проведать, проведение Слово в связи - всегда пишется раздельно Правило №10 Непроизносимые согласные: Для проверки непроизносимых согласных в корне надо так изменить слово, чтобы после корня стояла гласная: устный - уста, искусный - искусен Правило №11 Суффиксы причастий: В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы: -ущ- (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч -ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают). Всегда являются восклицательными и, следовательно, заканчиваются на письме восклицательным знаком: а) предложения, не являющиеся придаточными и имеющие в своем составе восклицательные слове как, какой, что за и т.
  • Исключение: бессчетный С приставкой -пра пишутся слова прабабушка, пращур, прабабушка, прадедушка, прародитель.
  • В приставках раз-(рас-) - роз-(рос-) под ударением о, без ударения - а: раздать - розданный После приставок на согласную пишется ы вместо и, кроме сложносокращенных слов: играть-сыграть, пединститут, сортинвентарь Исключение: взимать После приставок меж, сверх, контр, суб, транс, пан, пост пишется и: контригра, сверхизысканный, межинститутский Перед словами с корнем чит - два с, перед чет одно с: расчесть, рассчитать.
  • Если имеет значение ПЕРЕ преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик) -при- Если обозначает близость, сближение или присоединение: прибить, примыкающий, принести, приблизиться При неполноте действия: приоткрытый, пригореть, прикоснуться Если имеет значение завершенности действия: приглушить, придумать, присмотреть Если имеет значение "совершать действие в чьих-либо интересах": приберечь, припрятать Правило №8 Правописание корней с чередованием: бер/бир(для примера): "бер" пишется всегда, когда нет суффикса "а" после корня "бир" пишется, когда стоит суффикс "a" (Забрать, забир Ать, тереть, перетир Ать) Проверяемые безударные гласные: В безударных слогах корня пишутся те же гласные, которые пишутся в этой части слова под ударением знамена развеваются (веять) - события развиваются (развитие) Гласные о - а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать) кормить - кормит (но выкармливать) Правило №9 Правописание приставок: Приставки з- не существует, есть приставка с-: сделай, свесь В словах здание, здоровье, здесь з входит в состав слова В конце приставки следует писать з, если следующая буква - звонкая согласная, с - если глухая: воспеть, воззрение.
  • Правило №7 Правописание приставок -пре-, -при-: -пре- Если приставка имеет значение ОЧЕНЬ пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать и т.п. Крылов б) повелительные предложения, а которых приказание или требование выражено не формой повелительного наклонения, например: Не сметь!

Кроме того, через дефис со словами пишется частица "либо", приставка "кое" и суффикс "нибудь" Пример: какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кое-что.

Правило №2 Приставки "з" в русском языке не существует. Слова "исключения", в которых "з" является частью корня: здание, здесь, здоровье и т. Частица "то" .(Пример: какой-то) пишется со словами через дефис. В восклицательных предложениях знак восклицательный может ставится после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи, например: Пил мертвую!

Правило №6 То, либо, кое, нибудь - черточку поставить не забудь!

Сочетания ча-ща -

"Исключения": Когда "не" входит в корень слова: Нервничать Или когда слово не употребляется без "не": Ненавидеть, Небрежничать, Невзлюбить, Невзвидеть и т.д. (Исключения: парашют, жюри, брошюра) Правило №5 Слово "раса" пишется с одной "с" Слово "питомец" пишется через И.

  • (Исключения: цыган, цыпочки, цыц, цыкать, цыпленок) ЧА-ЩА - пиши через А: чаща ЧУ-ЩУ-ШУ пиши через У: чулан, щука, шуба. Грибоедов Восклицательный знак ставится после обращений, стоящих в начале предложения, и междометий, стоящих как в начале, так и в середине предложения (второе встречается только в поэтической речи), если такие обращения и междометия являются восклицательными, например: Старик! Крылов Восклицательный знак в скобках ставится внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т.
  • В русском языке запятая используется на письме: * для обособления (выделения): а) определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением, б) обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно, в) обращений, г) уточнений, д) междометий, е) вводных слов (по некоторым источникам, вводные слова входят в состав обособленных обстоятельств, по другим — нет) * между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения * между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «! »; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
  • * при перечислении, то есть при однородных членах Правила использования восклицательного знака (кроме того, что ставится только один восклицательный знак в одном предложении) таковы: Как хорошо!
  • за весь его любовный жар готовился ему несносный столь удар. Столь же бесполезная, сколько и эта её сестра-близнец, только эта ещё больше по объёму и хуже в оформлении. Поясню, так и быть: те, кто писать не умеет, те даже читать эту тему не будут, а тем, кто писать умеет, она и не нужна.
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАИнтегрированное занятие(логопедическое занятие, урок русского языка)Тема:«Дифференциация согласных Ч­Щ. А.2017 год Конспект открытого интегрированного занятия(логопедическое занятие, урок русского языка) Тема: «Дифференциация согласных Ч­Щ. Цель­выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;­создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ча ­ ща, чу–щу.

Правописание слов с сочетаниями ча­ща, чу­щу».1 класс Учитель ­ логопед: Акимова И. Задачи Образовательные:­ дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,­ учить сравнивать артикуляцию звуков,­ работать над обогащением словарного запаса.

Гласные И, А, У после шипящих в разных частях слова жи, ши, ча.

­ систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; ­формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча­ща, чу­щу; ­ закрепить навыки правильного написания сочетаний ча­ща, чу­щу. Артикуляционная гимнастика Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размятьнаши язычки и губки. :

  • Коррекционные:­ развивать зрительное восприятие и память,­ развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.­ развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.­расширять активный и пассивный предметный словарь; Воспитательные:­ воспитывать желание говорить красиво и правильно,­ воспитывать навыки контроля и самоконтроля,­ воспитывать общительность и активность на занятии. Формировать умение правильно писать сочетания ча­ща, чу­щу.2. лягушата улыбаются (губы в улыбке)­трубочка­окошко (губы округлены)­заборчик­горка­лопатка ( широкий высунутый язык лежит на нижней губе)­чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)Характеристика звуков ч­щ Давайте вместе с вами произнесем звук Ч­Какими должны быть губы, зубы, язычок ­ когда мы произнесем звук ч?
  • Продолжить работу по формированию умения оформлять предложение на письме.3. Положительное отношение к учению, учебно­познавательный интерес, готовность преодолеватьтрудности. Действовать по плану и планировать свои действия.3. Познавательные (искать, получать и использовать информацию):1. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной,модельной; переводить её в словесную форму.2. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культурыреч.2. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Самоопределение к деятельности (Слайд 1.)­ Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные». (ж, щ, ш, ц, х,ч) Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. ­Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху­Ребята звук ч гласный или согласный? (мягкий)­Давайте с вами определим звонкий или глухой.
  • Развивать словарный запас учащихся, фонематический слух. Регулятивные (способность организовать свою деятельность):1. Проводить анализ, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместнуюдеятельность. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (глухой)Произнесите [щ] Какой он согласный или гласный?
  • Оборудование: презентация, маршрутные лист, карточки слов, словосочетаний, предложений; картинки сказочных героев, карточки с буквами, смайлики для самооценки.

Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.­Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать?

Читайте также статью ⇒ предмет преступления в убийстве

Правописание сочетаний ЧА – ЩА, ЧУ ЩУ

Вопрос №1: Обобщение и систематизация знаний 1) Развитие фонемного восприятия. Звуки: ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ. Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

(Слайд 3.)Она зовет вас поиграть в игру «Внимательные ушки»­Если вы услышите звук ч , то хлопните в ладоши, а если звук щ, то топните ножками. Выполнение заданий на каждой остановке будем оценивать смайликом. (Буквы мы видим, пишем и читаем.) Делаем остановку у «Вулкана букв» (Слайд 4.) ­Угадайтесь, о какой букве я вам сейчас скажу? Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.»­ Молодцы!

А чтобы не сбиться с пути будем пользоваться маршрутным листом. (Звуки мы слышим и произносим.)­Что вы знаете о буквах? ­Угадайте следующую букву.«На расческу Я похожа – три зубца всего? Буковки,которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали.

Вопрос №2: ( Их имена начинаются на Ч, Щ.)­ Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Щу­щу­щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками). Ши­ши­ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту). Работа на уровне слова ­ Ребята, дорога нас привела в «Сказочный лес». ­ Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки.

( 2 ребёнка делают показ на доске)Дети записывают буквы в тетрадь. Развите звукового анализа на уровне слова (Слайд 5.)Игра «Помоги сказочным героям» ­Ребята, посмотрите, пока мы выполняли минутку чистописания, около «Вулкана Букв» появились сказочные герои. (Щелкунчик и Чебурашка) ­ Как вы думаете, почему именно они оказались на этом острове? Ча­ча­ча ,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте). Жи­ жи­жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

­ Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. (Слайд 6.)Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, , а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика ( картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка) (Фронтальный опрос)­Молодцы мы с вами помогли собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Физкультминутка Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем!

Слайд 9.) 3) «Помоги найти пару» (Слайд 10.)­ А в лесу заблудились не только буквы, но и животные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: